|
Настройка гитары
Но вот наконец со струнами улажено, теперь попытаемся настроить инструмент. Первую струну шестиструнной строим по камертону, который издает ноту ля. Для этого звук камертона и звук гитары прижатой первой струны на пятом ладу должны звучать одинаково, на одной высоте, или, как говорят музыканты, в унисон. Вторая прижатая струна на пятом ладу должна звучать одинаково с первой открытой (неприжатой), третья, прижатая на четвертом ладу, должна звучать одинаково с открытой второй струной, четвертая, прижатая на пятом ладу, — с открытой третьей, пятая, прижатая на пятом ладу, — с открытой четвертой и шестая, прижатая на том же пятом ладу, — с пятой открытой. Семиструнная строится несколько иначе: первая струна строится по камертону, только в отличие от шестиструнной прижимается не на пятом, а на седьмом ладу. Вторая струна, прижатая на третьем ладу, должна звучать как первая открытая, третья, прижатая на четвертом ладу, должна звучать как вторая открытая, четвертая, прижатая на пятом ладу, должна звучать как третья открытая, пятая, прижатая на третьем ладу, должна звучать как четвертая открытая, шестая, прижатая на четвертом ладу, должна звучать как пятая открытая, седьмая, прижатая на пятом ладу, должна звучать как шестая открытая. Несмотря на большее количество струн, семиструнную настроить проще. Достаточно отстроить первые три струны, а остальные строятся попарно: четвертая — с первой, пятая — со второй, шестая — с третьей и седьмая — с четвертой, только настраиваются не в унисон, а в октаву (что такое октава, мы скажем позже). Кстати, если нет камертона, то можно строить первую струну по баяну, аккордеону или фортепиано... и даже по детскому ксилофону, то бишь по инструменту, где есть звук ля. Но вот гитара настроена — мы готовы к работе.
* Первая струна – Ре (D) первой октавы * Вторая струна – Си (H) малой октавы * Третья струна – Соль (G) малой октавы * Четвертая струна - Ре (D) малой октавы * Пятая струна - Си (H) большой октавы * Шестая струна – Соль (G) большой октавы * Седьмая струна - Ре (D) большой октавы
Итак, наша гитара готова для игры. Как уже говорилось выше «игра на гитаре» понятие растяжимое. Мы будем учиться аккомпанировать голосу по самому простому варианту, а именно извлечением аккордов разными способами в зависимости от ритмического рисунка мелодии. Что такое аккорд ? Аккордом называется одновременное звучание 3 и более звуков. Если вы еще не знаете, то скажем, что существует семь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Расстояние между нотами в музыкальной теории измеряют полутонами. Так вот между всеми нотами лежат 2 полутона, кроме связок Си-До и Ми-Фа, между этими нотами расстояние в один полутон (это важно запомнить, пригодиться для самостоятельного построения аккордов).
Самый распространенный аккорд для шестиструнной гитары – Ля минор (Am). Звуки аккорда соотносятся между собой по определенным правилам. Так для аккорда Am первой нотой будет нота Ля, второй – До, третьей – Ми. Так вот между Ля и До мы имеем интервал в 3 полутона (как определять смотри выше), между До и Ми – 4 полутона. Вот оно и правило для построения минорного аккорда: первый интервал аккорда -3 полутона, второй интервал – 4 полутона. А теперь пример. Построим аккорд Ми минор (Em). Аккорд Ми минор, значит, звук от которого будем строить аккорд – Ми. Теперь нам нужно найти второй звук аккорда. Как уже говорилось выше, первый интервал минорного аккорда равен 3 полутонам. Считаем: связка Ми-Фа – 1 полутон (внимание 1 не 2!), связка Фа-Соль (2 полутона). Итак, от ноты Ми (основы аккорда) на 3 полутона отстоит нота Соль, значит, вторым звуком аккорда Em будет нота Соль. Теперь также найдем и третий звук аккорда. Считаем: Соль-Ля – 2 полутона, Ля-Си - 2 полутона. Вот мы и набрали требуемые 4 полутона, именно столько полутонов во втором интервале минорного аккорда (см. выше). Итак, третий звук аккорда Em будет Си. А вот и весь Ми минор (Em): Ми-Соль-Си. Мажорный аккорд строиться аналогично, только в нем первый интервал содержит 4 полутона (сравните с минорным, там 3 полутона ), а второй – 3 полутона (у минорного – 4 полутона).
Построим аккорд Ля мажор (A). Считаем: Ля-Си – 2 полутона, Си-До 1 полутон, До-Ре – 2 полутона, имеем уже 5 полутонов, а нам надо только 4, как быть если между До-Ре 2 полутона а не один. А вот как, мы возьмем только половину от связки До-Ре, т.е. один интервал как нам и нужно. Такое повышение ноты полтона в нотной грамоте показываеться знаком Диез (#). Итак, второй нотой нашего Ля мажора будет До-диез. Находим третью ноту: До-диез-Ре 1 полутон, Ре-Ми – 2 полутона. Ну вот они 3 полутона, как нам и надо. Имеем все три ноты Ля мажора: Ля-До-диез-Ми.
Немного об обозначениях аккордов. Семи нотам присвоены для обозначения следующие буквы. До-C, Ре-D, Ми-E, Фа-F, Соль-G, Ля-A, Си-H, Си-бемоль-B (отдельное обозначение этой ноты сложилось исторически). Такими же буквами обозначаються и аккорды построенные от соответствующих нот, только если аккорд минорный в обозначении прибавляеться буква - m. Так аккорд Фа мажор обозначаеться как F, а Фа минор как Fm.
Цифра 7 прибавляемая к обозначению аккорда (Em7) обозначает, что аккорд имеет четвертый звук. Такие аккорды называют септаккордами. Интервал между третьей и четвертой нотой септаккорда равен 3 полутонам, причем это правило как для минорных так и для мажорных аккордов. Так септаккорд Am7 будет состоять из Ля-До-Ми-Соль. От Ми до Соль как раз 3 полутона: Ми-Фа – 1 полутон, Фа-Соль – 2 полутона. Автор:Иван ТараненкоСоединение с Иваномicq-562324946vk- http://vk.com/notdrinkere-mail: NotDrinker@yandex.ru
|